Стандарты ИСО серии 9000 - организационно-методическая основа менеджмента качества и обеспечения качества
В-третьих, методические рекомендации по управлению качеством (планы и программы, способы распределения персональной ответственности).
На основе стандартов ИСО-9000 стали создаваться системы управления качеством продукции, элементами которых являются:
1. общефирменная политика в области качества, регламентирующая:
- требования к нему применительно к различным сферам и объектам (продукции, деятельности, специальным программам и др.)
- выработку и осуществление стратегий достижения качества
области ответственности различных лиц, контролирующих и управляющих качеством, отвечающих за его систематическое повышение и снижение затрат
пути создания соответствующих организационных структур.
Политика в области качества, с помощью которой осуществляется общее управление им. Доводиться до сведения всех работников. Это помогает каждому понимать свои обязанности и ответственность в этом направлении.
2. Методические материалы, определяющие набор мероприятий и технологий, обеспечивающие качество.
3. Рабочие инструкции, правила действий, процедуры.
В рамках системы выделяют стратегическое и оперативное управление качеством. Стратегическое управление осуществляется в соответствии со стандартами ИСО-9000 («Общее руководство качеством») и состоит в определении политики и ответственности в области качества, целей, осуществления планирования (например, создания программ качества - документов, регламентирующих конкретные меры в области его достижения).
Оперативное управление качеством состоит в контроле над соблюдением требований к нему, организацией труда, в устранении причин неудовлетворительного функционирования организации в этих сферах, регулировании соответствующих издержек.
Механизм оперативного управления качеством сводится к постоянному мониторингу технических, экономических и организационных факторов, влияющих на него (отслеживание, измерение, выявление отклонений, сопоставление со стандартами ИСО-9000); к осуществлению необходимых корректировок деятельности фирмы, направленных на уменьшение, предотвращение и устранение отклонений. Ответственность за это возлагается на руководителей, от которых, как считается, успех зависит на 80 - 90 %.
В результате потребители всегда получают продукцию интересующего их качества, а организация повышает эффективность использования ресурсов. Слабой стороной системы является недостаточная ориентация на экономичность и игнорирование проблемы своевременности поставок.
В 1990г усилилось внимание общества на предприятие, а последнее стало больше учитывать социальные интересы. В результате появилась система стандартов ИСО-14000, отражающая требования к системе управления со стороны охраны окружающей среды («Экология качества») и безопасности продукции.
В 2005г введены новые стандарты ИСО, которые основываются на следующих принципах:
ориентация на потребителя;
повышение роли руководителя в обеспечении качества;
вовлечение работников в борьбу за качество, его постоянное улучшение;
системность и процессный подход к управлению качеством;
поддержание взаимовыгодных отношений с поставщиками.
Концепция стандартов ИСО
Мировая рыночная экономика характеризуется следующими острыми проблемами в области обеспечения качества:
· Неуклонным ужесточением требований со стороны крупных покупателей не только к уровню качества продукции, но и к обеспечению его стабильности;
· Высокими экономическими рисками, связанными с возможностью отказа покупателей от продукции вследствие нестабильного качества;