Стандарты ИСО серии 9000 - организационно-методическая основа менеджмента качества и обеспечения качества
Термины, относящиеся к системе качества.
Система качества - совокупность организованной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Менеджмент качества - те аспекты общей функции руководства, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, и осуществляют их путем планирования качества, управления качеством, обеспечения и улучшения качества в рамках системы качества.
Планирование качества - деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества. Планирование качества охватывает планирование качества продукции, планирование управленческой и функциональной деятельности, подготовку программ качества и выработку мероприятий по улучшению качества.
Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые действия в рамках системы качества, а также демонстрируемые, в случае необходимости, для создания достаточной уверенности в том, что объект будет соответствовать требованиям качества.
Улучшение качества - мероприятия, предпринимаемые повсюду на предприятии с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для предприятия, так и для его потребителей. Сущностью улучшения является получение результатов в области качества, превышающих уже достигнутые.
Термины, относящиеся к средствам и методам.
Петля (спираль) качества - концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных этапах жизненного цикла продукции.
Модель для обеспечения качества - стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенный с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной продукции.
Степень подтверждения - величина доказательства, обеспечивающая уверенность в том, что установленные требования выполняются.
Точка задержки - пункт, определенный в соответствующем документе, за пределами которого деятельность не должна продолжаться без санкции на то определенной организации или полномочного лица.
Своей концептуальной основой стандарты ИСО-9000 призваны создать условия для постоянного совершенствования технологических производств и выпускающейся с их помощью продукции, в частности:
· предотвращения выпуска и исключения попадания некачественной продукции к потребителю;
· создания условий постоянного повышения качества товаров и услуг, удовлетворяющих текущие и перспективные потребности людей;
· обеспечения ответственности за это конкретных руководителей и персонала фирм, как производителей, так и поставщиков;
· сертификации систем качества на предприятии;
· оценки поставщиков.
Система ИСО-9000 включает следующее. Во-первых, общие (базовые) стандарты, описывающие требования к качеству, в соответствии с которыми любая продукция должна отвечать:
· потребностям общества и своему назначению;
· сертификатам и техническим условиям производства и эксплуатации;
· законодательным и другим обязательным требованиям;
· задачам охраны окружающей среды;
· условиям экономичности, выгодности, приемлемости по цене.
Во-вторых, стандарты базовых характеристик качества, учитывающие требования, предъявляемые спросом, конструкцией, задачами обеспечения надежности, конкурентоспособности, осуществления аудита и проч.