Стандарты ИСО серии 9000 - организационно-методическая основа менеджмента качества и обеспечения качества
) перерабатываемые материалы (материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние: жидкости, газы, листовые материалы),
) услуги (медицинские, банковские, транспортные, подготовка персонала, техническое обслуживание и др.)
Важным, с методологической точки зрения, является введение в ИСО 9000-1 концепции процессов, согласно которой любая система качества функционирует посредством процессов, однако система является чем-то большим, чем просто сумма процессов. Эта идея принадлежит К.Исикаве. Эффективность системы качества достигается благодаря координации и совместимости составляющих ее процессов, а также определяется их взаимодействием. Менеджмент качества на предприятии осуществляется через управление процессами.
ИСО 9001: «Системы качества - модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании». Устанавливает требования к системе качества, когда необходимо продемонстрировать способность предприятия - поставщика к проектированию и поставке соответствующей продукции. Стандарт призван предупредить любые несоответствия качества на всех стадиях - от проектирования до обслуживания.
ИСО 9002: «Системы качества - модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании» и ИСО 9003 «Системы качества - модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях» используются для этих же целей, что и ИСО 9001, но отличаются областью применения и объемом установленных требований.
ИСО 9002 применяется в ситуациях, когда установленные требования к продукции сформулированы в виде проекта или технических условий и когда уверенность в соответствии продукции определенному уровню качества можно получить в результате подтверждения предприятием-поставщиком способности к управлению процессами при производстве, монтаже и обслуживании продукции.
ИСО 9003 используется в ситуациях, когда соответствие продукции установленным требованиям может быть продемонстрировано путем адекватного подтверждения способности поставщика к отбору и управлению утилизацией любой несоответствующей продукции в процессе окончательного контроля испытаний. Как правило, потребитель до заключения контракта оценивает действующую у поставщика систему качества на ее соответствие стандартам ИСО 9001, 9002, 9003. Потребитель и поставщик должны рассматривать подготовленный контракт, чтобы убедиться в однозначном понимании требований к системе качества и ее приемлемости с точки зрения экономики и риска. В контракт могут быть внесены положения о разработке планов и долгосрочных программ по качеству, составлению графиков внутрифирменных проверок и др.
ИСО 9004-1: «Общее руководство качеством и элементы системы качества - Часть 1: Руководящие указания». Содержит указания по общему менеджменту качества и затрагивает элементы общей административной системы качества предприятия. В этот стандарт включены рекомендации, относящиеся к таким элементам системы качества, как экономика, финансы, маркетинг и безопасность продукции, которые в других стандартах не рассматриваются.
ИСО 8402: «Общее руководство качеством и обеспечение качества - словарь». Он поясняет основные термины по качеству.