Основные препятствия на пути формирования социальной ответственности бизнеса в России
Сегодня российский бизнес нуждается в незыблемости права собственности, даже полученной незаконно, так как под эту категорию подпадает почти вся крупная собственность. Реформаторы «привязывали» к себе крупный бизнес, раздавая ему собственность юридически сомнительным образом, который мог быть оспорен любой другой властью и вынуждал собственников защищать строго определенный клан.Незыблемость собственности нужна и обществу - когда предприниматель не уверен, что его завод принадлежит ему, он разворовывает его, а не развивает.
. Отношения некоммерческих организаций (НКО) и бизнеса
Очень значительное негативное воздействие на эффективность социальной деятельности оказывает неорганизованность реципиентов - некоммерческих организаций. Несмотря на колоссальные объемы средств, получаемые некоммерческим сектором, они не справляются со своей все возрастающей ролью в национальной экономике: неразвитая инфраструктура, отсутствие стратегии и мотивов к росту у некоммерческих организаций приводит к тому, что средства «размазываются» между мелкими институтами.
Такая ситуация во многом вызвана непрофессиональным подходом благотворителей:
Во-первых, спонсоры редко стимулируют успех некоммерческих организаций, ведь если у объекта поддержки появляются дополнительные источники финансирования, спонсор, не задумываясь, прекращает финансирование. В такой ситуации рост некоммерческих организаций практически невозможен.
Во-вторых, помощь некоммерческим организациям очень редко бывает долгосрочной. Благотворители не ставят целью создание мощных некоммерческих организаций с надежной инфраструктурой и хорошими экономическими показателями, поэтому долгосрочные вложения редки, в основном поддерживаются определенные мероприятия.
Не имея средств на развитие организации, усиление менеджмента, становление, некоммерческие организации действуют хаотично и непрофессионально. Единственный путь исправления ситуации эксперты видят в изменении благотворительной стратегии корпораций и других благотворителей с краткосрочной на долгосрочную и консолидации некоммерческого сектора. Это, возможно, потребует больших вложений, но зато даст больший эффект в длительной перспективе.
Основной проблемой для благотворителей остается сложность измерения результатов. Без действенных механизмов измерения эффективности, корпорации не будут оказывать долгосрочную поддержку некоммерческим организациям, а сами они не будут знать насколько эффективно они действуют. В ситуации неведения, на рынке благотворительности выживают все без разбора организации, вне зависимости от степени их эффективности. Выходом из положения может стать разработка механизмов измерения не столько процесса и результативности, сколько организационных способностей и потенциала развития некоммерческих организаций и универсализации показателей. Выработка такого механизма может идти только на основе взаимодействия благотворителей и некоммерческих организаций.
В России сложились все основные условия для создания качественного предложения форм и механизмов корпоративной ответственности: КСО становится полноценной частью корпоративных стратегий, совершенствуются и развиваются не только институциональные основы, но и рабочие процессы практической реализации социальной активности.
Однако, основные проблемы дальнейшего эффективного развития КСО в России проистекают из-за слабо оформленного публичного спроса на социальную активность частного сектора: общественный запрос не сформулирован, публичные представления о справедливости искажены, круг стейкхолдеров сводится, в основном, к государству и собственникам, слабы механизмы публичного информирования и общественного признания социальной работы компаний.