Основные препятствия на пути формирования социальной ответственности бизнеса в России
. Отсутствие у представителей бизнеса четкого понимания социального эффекта от их деятельности в области развития общественной сферы
Совершенно очевидно, что КСО в России находится пока в начальной стадии своего развития. Поэтому, за некоторыми исключениями, заметно недопонимание чисто практической ценности КСО. В этой связи существует опасность подменить положительно зарекомендовавшую себя на практике концепцию КСО на конвейер по производству документации по квази-положительной социальной отчетности. В целом, создается впечатление об отсутствии у большинства российских компаний осмысленной долгосрочной стратегии в КСО.
Стереотипы бизнесменов.
Вот типичные суждения, которые приходится слышать от представителей бизнес-сообществ:
“Наше дело - зарабатывать деньги и платить налоги”.
“Не до того”. Ожидание лучших времен характерно для всего нашего народа. Для предпринимателей внешне неблагоприятная ситуация порой является оправданием недостаточной активности в социальных вопросах.
“Обеспечьте налоговые льготы, как на Западе”. Нередко предприниматели связывают свою социально значимую деятельность с поддержкой со стороны власти.
“Нам с властью дружить нужно”. Российский бизнес всегда был зависим от власти. Гарантии выживания бизнеса сегодня обеспечивает государство. Общество и общественная поддержка не рассматривается бизнесом как серьезный фактор, обеспечивающий долгосрочное процветание.
“За любую благотворительную деятельность налоговая инспекция нас проверками задушит”.
“Чем больше даешь, тем больше просят”. Это положение часто принимается бизнесом как аксиома и как весомая причина, чтобы не давать вовсе.
“Помогаем от чистого сердца, а нас обвиняют в рекламе”. Вопрос об использовании благотворительной деятельности в рекламных и иных бизнес-целях остается спорным.
. Государственная политика
Американский опыт показывает, что инициатором социальной ответственности бизнеса первоначально был вовсе не бизнес, а федеральная власть. В 1977 году Конгресс США принял документ, по которому американским банкам предписывалось делать инвестиции в те территории, на которых они оперируют. Правительство поступило просто, выделив каждому банку “подшефную территорию” и прикрепив к местному правительственному агентству, наблюдающему за ходом программы “коммунального инвестирования”.
Несколько лет назад в кулуарах Государственной Думы уже ходил документ, напоминающий по своему смыслу американский, с той разницей, что наше Правительство намеревалось установить процент “социального инвестирования” более жестко. Тогда документ не дошел до стадии первого чтения. Сегодня, в условиях провозглашенного курса на социально ориентированную экономику, никто не может гарантировать, что идея подобного стимулирования “социальной ответственности” бизнеса при жестком контроле со стороны государства не возникнет вновь.
Хотя в России сегодня сформирована законодательная база для благотворительной деятельности, однако политика государства по отношению к благотворительности остается неопределенной. В реализации своей благотворительной миссии корпорации по-прежнему сталкиваются со значительными бюрократическими трудностями. Более того, зачастую государство считает благотворительность обязанностью бизнеса, оказывает давление на компании, фактически требуя от них определенных «благотворительных» вливаний. По настоятельной «просьбе» региональных и местных администраций осуществляются поставки продуктов по сниженным ценам для воинских частей, столовых профессионально-технических училищ и других социальных учреждений. Бизнес решает социальные проблемы наравне с государством. Российский бизнес зачастую вынужден решать несвойственные бизнесу как таковому проблемы социального устройства территорий. То есть почти на равных с государством содержать соцсферу регионов. Между властью и бизнесом установилась модель взаимоотношений, которую эксперты назвали "добровольно-принудительная благотворительность". В обмен на просьбы мэра и губернатора выделить деньги (помимо уплаты налогов) на соцсферу бизнесмены получали определенные налоговые льготы и возможность спокойно работать.
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Евгений Гонтмахер констатировал, что в России, в силу особенностей ее истории и становления капитализма, понятие социальной ответственности заранее предполагает вину бизнесмена за то, что он занимается бизнесом и хорошо живет, в то время как кто-то не занимается и живет плохо. Это перебрасывает логический мостик к следующей посылке, что, мол, бизнес должен быть благодарен за то, что ему дают хоть как-то зарабатывать и, в качестве такой благодарности, “не лезть в политику”. Между тем, бизнес как часть гражданского общества должен быть естественным участником политической жизни.