Анализ организации набора и отбора персонала в ООО «Экватор»
Вопрос о зарплате и составляющих компенсационного пакета должен решаться исходя из ценности должности для организации, с учётом её рыночной стоимости, [18].
В ходе обработки вакансии для туристической компании подбора кандидатов решаются следующие задачи:
. Разработка требований к кандидату на занятие вакансии;
.Подготовить рекламу вакансии (объявления о работе) и распространить её;
. Включить вакансию в штатное расписание;
. Подготовить изменения планов работы;
. Подготовить изменения бюджета.
Даже если организация способна привлекать новых служащих, имеется много трудностей на пути подбора правильного человека на определенную работу. Некоторые люди думают, что они могут сразу же оценить других, но на самом деле это является разновидностью избитого предвзятого мнения. Другие не уделяют этой трудной задаче достаточно времени или полагаются только на один источник информации, обычно это собеседование. Однако оно не может предоставить им все необходимые сведения, даже если они хорошо владеют навыками проведения такого рода мероприятий. Самым опасным представляется то, что занимающиеся подбором служащих не знают, что они хотят, и это делает неэффективным процесс отбора, [16].
Определение правил отбора позволяет уточнить основные процедуры оценки кандидатов, а также выделить ключевые позиции сравнения претендентов.
Первичный отбор начинается с анализа списка и документов кандидатов. Его цель - отсеять тех, кто не обладает минимальным набором характеристик, необходимых для занятия вакантной должности.
В результате анализа документов принимается решение о целесообразности личной встречи с претендентом. Приглашение на нее предварительно делается по телефону, но обязательно подтверждается письменно. Кроме того, к приглашению прилагается схема расположения офиса компании.
Перед ознакомительным собеседованием, происходящим в рамках такой встречи, стоят следующие основные задачи:
.Первичное определение компетентности, личных качеств претендента и его заинтересованности в работе.
Информирование его о фирме и преимуществах работы в ней, обязанностях, возможных трудностях.
Выяснение интересов и ожиданий обеих сторон, возможности нахождения согласия между ними.
4.Предоставление претенденту возможности самому оценить, действительно ли он хочет получить данную работу.
Результаты ознакомительного собеседования с кандидатами в ООО «Экватор» обычно позволяют отсеять сразу же до 80 - 90% этих лиц, а для оставшихся выбрать наиболее подходящие способы дальнейшей проверки и изучения психологических и профессиональных качеств, их пригодности выполнять соответствующую работу.
Целевые собеседования дают возможность оценить интеллект, профессионализм, эрудицию, сообразительность, прилежание, реакцию, открытость новому, наблюдательность, любознательность, инициативность, энтузиазм, благоразумие, честность, причины оставления прежнего места, сноровистость и т.п., [10].
В общем, кроме собеседований, которые практикуются в ООО «Экватор», информацию о претенденте так же можно получить при помощи специального анализа и проверки автобиографий, характеристик, рекомендаций с последнего места работы. Но в целом их достоверность весьма невысока (как свидетельствует западный опыт, 25% характеристик и рекомендательных писем - ложные). Поэтому часто их содержание мало кого интересует: главное - общий вывод, а то и просто сам факт наличия. Кроме того, они содержат формацию преимущественно о прошлом кандидата, а не о его настоящих и перспективных возможностях.
Как видно из таблицы 3, далеко не все методы отбора персонала являются эффективными. Тем не менее, нужно отметить, что достаточно надежным способом проверки является тестирование, которое предназначается как для отбора лучших кандидатов, так и для отсева слабых. С помощью тестов можно оценить: скорость и точность выполнения работы, устойчивость внимания, аналитичность мышления, аккуратность, зрительную память, умение быстро ориентироваться, усидчивость, исполнительность, интерес к работе, умение общаться с людьми, личные склонности. Преимущества тестирования заключаются в оценке современного состояния кандидата с учетом особенностей организации и его будущей деятельности.
Таблица 3 Методы комплексной системы отбора персонала
Качества личности |
Методы отбора персонала | ||||
Сведения о кандидате |
Интервью |
Тестирование |
Проверка рекомендаций |
Медицинское обследование | |
Интеллект |
* |
* |
* |
* | |
Образование |
* |
* |
* |
* | |
Профессиональный опыт |
* |
* |
* |
* | |
Состояние здоровья |
* |
* |
* |
* | |
Личностная характеристика |
* |
* |
* | ||
Мотивация |
* |
* |
* | ||
Коммуникативные качества |
* |
* |
* |