Сущность стратегического планирования и его место в системе управления предприятием
Более надежным способом устранения неопределенности и приобретения возможности эффективно планировать свою деятельность выступают контрактные отношения. Небольшие предприятия обычно не в состоянии осуществить вертикальную интеграцию и тем более монополизировать рынок. Невелики у них и возможности реализовать весь комплекс маркетинга (большие затраты на исследования рынка, дорогостоящая рекламная компания). Поэтому контракт способен быть для них более полезной и эффективной формой преодоления неопределенности.
Смысл контрактных отношений заключается в том, что потенциальный производитель сначала находит покупателя продукции, которую он способен произвести, и уже затем, после соответствующей подготовки, производит товар. Сделка между потенциальным покупателем и продавцом оформляется контрактом. В то же время контракты не являются абсолютным или универсальным средством, поскольку не устраняют риска, связанного с невыполнением обязательств одной из сторон.
Предприятия также могут уменьшить неопределенность внешней среды, используя такую форму взаимодействия, как предпринимательские сети, которые объединяют предприятия, экономически заинтересованные друг в друге, на основе взаимоотношений сотрудничества, построенного на доверии [36, с.190]. Предприятия сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность.
От обычных рыночных сделок отношения в рамках сети отличаются тем, что подкрепляются не законами рынка, а отношениями доверия. Обычно основой для образования сети является единая технологическая или коммерческая цепочка. Сети позволяют получить преимущества, которые дает вертикальная интеграция, и вместе с тем открывают возможность сохранять достоинства гибкой, хорошо адаптирующейся к изменениям внешней среды структуры.