Понятие и структура программы мотивации
Мотивация - процесс стимулирования сотрудников к определенному поведению. Это лишь одно из возможных определений мотивации. Остановимся именно на нем, поскольку оно удобно для дальнейшего изложения. Из этого определения следует, что для мотивирования сотрудников необходимо определить:
. желательное поведение сотрудников;
. процесс стимулирования, т. е. систему правил, процедур, механизмов стимулирования.
Под программой мотивации будем понимать систему мероприятий, выполняемых в течение определенного промежутка времени, направленных на стимулирование определенных сотрудников к определенному поведению.
Построение программы позволяет управлять мероприятиями по мотивации как проектами. Действительно, в программе мотивации на каждый период определены цели, заинтересованные стороны (руководство и сотрудники организации), ограничено время, определены мероприятия, что позволяет разрабатывать календарные планы и бюджеты, оценивать результаты. Поскольку в компании может действовать ряд программ мотивации, направленных на различные группы сотрудников, то управление ими как проектами позволяет координировать их по финансированию, времени, содержанию.
Программа мотивации включает:
. цели (к чему необходимо стимулировать сотрудников);
. охват (категории сотрудников и проектов, к которым она применяется);
. срок действия (например, полгода или год);
. критерии, процедуры оценки и ответственные за оценку поведения для различных категорий сотрудников;
. систему поощрений и взысканий;
. календарный план мероприятий;
. ответственность за их выполнение;
. бюджет программы мотивации.
Чаще всего целью программы мотивации является повышение эффективности при сохранении необходимого уровня качества. При этом для каждой категории сотрудников эффективность и качество определяются и оцениваются по-разному (см. табл. 1).
Таблица 1. Цели программы мотивации для разных категорий сотрудников
Аналогичным образом расшифровываются понятия качества и эффективности для всех категорий сотрудников, попадающих под действие программы мотивации.
Будем рассматривать механизмы мотивации для двух категорий сотрудников: рядовых, т. е. тех, от кого зависит только порученная им работа, и ключевых - руководителей проекта и технических лидеров, от которых зависит успех проекта в целом. Выделение этих двух категорий ни в коем случае не противоречит тому, что в проектной команде от каждого участника зависит успех проекта (о чем много говорят и пишут). Большинство сотрудников имеют локальные задачи, и их вклад в успех проекта определяется выполнением своей работы, а за проект в целом отвечает руководитель проекта и один или несколько специалистов, принимающих ключевые технические решения (например, по архитектуре разрабатываемой системы).
Выделим в проектно-ориентированной организации (или рассматриваемой в таком ключе ИТ-службе предприятия) следующие роли:
сотрудник, отвечающий за выполнение только своей задачи, поставленной ему руководителем проекта;