Понятие, сущность и виды контроллинга
Слово «контроль» как и слово «власть» рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает, прежде всего, ограничение (как цепь для собаки), принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. - в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Вследствие такого устойчивого восприятия, контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, - это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе - это верно. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, - означало бы упустить из виду основную задачу управления [13, 190].
Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.
Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного «контролером», и его помощников.
Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.
Однако, для обеспечения надлежащей постановки контроля на предприятии необходима его более полная научно обоснованная классификация. Ее содержание применительно к контролю в системе управленческого учета показано в рисунке 1.
Контроллинг важен и необходим не только в связи с активным освоением у нас современной теории управления, но и реформированием властных структур и делегированием более широких полномочий муниципальным учреждениям и предприятиям.
Контроллинг - система экономических инструментов для эффективного управления предприятием, с помощью которых можно определить его цели и постоянно следить за степенью их достижения. Разные предприятия ставят перед собой различные цели. Именно поэтому контроллинг призван обеспечивать разнообразные инструменты для контроля за их производственно-хозяйственной деятельностью, поскольку набора средств, одинаково успешно применимого на всех предприятиях не существует. Контроллер на предприятии постоянно сравнивает достигнутые результаты с плановыми показателями и может в любое время установить реальное положение предприятия, его соответствие намеченному курсу.
В основе контроллингового цикла регулирования лежит следующий процесс: целеполагание - идеальные и реальные цели; планирование - стратегическое и оперативное; сравнение сделанного и намеченного; анализ выявленных «узких мест» деятельности организации, ее экономического роста, анализ отклонений от плана; корректирующие мероприятия, управление, инновации.
Рисунок 1 - Классификация контроля применительно к системе управленческого учета
Контроллинг обеспечивает стабильность и долгосрочное существование предприятия. Согласование, управление и достижение целей происходит внутри самоуправляющейся системы. Работа данной системы в заданном режиме свидетельствует о ее нормальном развитии.
Контроллинг активно содействует рационализации информационных потоков на предприятии. Благодаря постоянному сопоставлению полученных результатов с намеченными целями, контроллинг позволяет предприятию эффективно использовать ресурсы и быстро адаптироваться к изменениям, что превращает контроллинг в очень эффективный управленческий инструмент.
Предприятие формулирует свои цели и прокладывает курс при помощи стратегического контроллинга. Оперативный же контроллинг отслеживает прохождение по маршруту. В том и другом поле контроллинга возникают задачи по планированию и контролю. Для их успешного решения применяют соответственно стратегическое планирование и стратегический контроль, оперативное планирование и оперативный контроль, опирающиеся на управленческую информационную систему предприятия. Стратегическое планирование призвано направлять усилия предприятий на выгодные рынки, где будут востребованы их услуги. Оно помогает выявлять будущие потенциальные возможности (равно как и опасности, для их предотвращения), а также ключевые факторы успеха и разрабатывать на их основе стратегии, что сделать очень непросто.