Социально-культурный менеджмент праздников: современное состояние и тенденции развития
Корпоративное мероприятие в его сегодняшнем виде стало формироваться в интенсивно развивающихся капиталистических странах Европы и Америки на рубеже XIX-XX веков. Этот процесс шел параллельно с процессом демократизации общества в целом. К тому времени собственники окончательно осознали смысл слова «мотивация» и значение этого понятия применительно к бизнесу. Человек, работающий не только для пропитания, но еще и «за идею», работает эффективнее, а значит, приносит большую прибыль. Из этого понимания стали формироваться приемы работы с персоналом фирмы, частью которых стало и корпоративное мероприятие - некий акт общей радости за общие успехи, достижения и свершения. В наши дни корпоративное мероприятие - способ искусного построения команды или «team building» - одно из самых важных событий в жизни любой организации и бизнес-структуры.
Развитие корпоративных мероприятий в России началось на рубеже XIX-XX веков. Как и в других странах, формировался институт корпоративного мероприятия, однако, несколько в ином виде, скорее, в образе «клуба по интересам» и интересы эти были не профессиональными, а политическими. Возможно еще и оттого, что энергия и знания выросшего в своем интеллектуальном уровне рабочего класса не были верным образом использованы собственниками, и возникли революционные общества. Рабочие, а в первую очередь, служащие осознали, что собственник смотрит на них, как на бездушные механизмы, а не как на источник своего благосостояния. Отсюда недовольство, желание изменить и улучшить ситуацию. Разумеется, прямой зависимости между отсутствием корпоративных праздников и революцией 1917 года нет, однако найти взаимосвязь между отсутствием грамотной работы с персоналом и причинами революционных волнений все же можно.
Что касается корпоративного праздника в Советском Союзе, то на первых порах он имел сильнейшую политическую окраску и если даже иногда и не превращался в митинг, то только потому, что оборачивался банальной попойкой - излюбленной формой празднования со времен Древней Руси.
К 60-м годам политическая окраска блекла и праздник обрел более «человеческое лицо». Составляющими «советского» корпоративного праздника в разных комбинациях были:
непременная официальная часть (с трибуной и графином на ней);
номера самодеятельности, которые могли иметь политическую направленность (сатира на капиталистов, прославление советского мироустройства), критическую направленность (об отдельных недостатках на предприятии), нейтральную направленность (сюда можно отнести любительские опыты в области театра, эстрады и музыки);
выступления профессиональных артистов (в те времена существовала система «шефства», которое концертные организации «брали» над предприятиями, заводами, колхозами). Концерт в цеху или на вспаханном поле - бытовая романтика артиста тех лет;
непосредственно застолье.
С распадом Советского Союза традиция корпоративных праздников практически ушла, с тем, чтобы возродиться в середине девяностых уже в ином качестве. Процесс формирования новой традиции корпоративных торжеств продолжается до сих пор.
Теперь отойдем от истории и попытаемся найти ответ на вопрос насколько необходимо корпоративное мероприятие в современной организации? Это мероприятие необходимо, прежде всего, для создания в коллективе дружеского, человеческого контакта и ощущения «сопричастности» общей цели, идее. Мероприятие также несет в себе функцию «фиксации успеха», он «закрепляет» последние достижения, позволяя продемонстрировать это партнерам и конкурентам.