Классификация конфликтов
. Об уровне квалификации каждого работника - например по уровню образования, по опыту и, возможно, по достижениям.
. О повышении квалификации каждым работником.
Конфликты между личностью и группой в организации
На поведение человека в организации активное влияние оказывает окружение, в котором он работает. В нем разрабатываются групповые нормы поведения и нормы труда.
Если человек строит свое поведение на основе норм, отличных от норм группы, то в его отношениях с группой возникает конфликт. Это может быть:
. Конфликт работника с группой, в которой он работает. Отдел персонала должен четко представлять, какие это отношения.
. Конфликт группы со своим формальным руководителем.
Если этими отношениями никто не управляет, они складываются стихийно.
И, как правило, их развитие вредит организации, дестабилизирует ее деятельность.
Межгрупповой конфликт
Любая организация состоит из разных групп: формальных и неформальных. Между группами существуют противоречия, нередко проявляющиеся в форме конфликтов.
Наиболее значимые конфликты могут возникнуть:
а) между профсоюзом и администрацией;
б) между линейным и штабным персоналом;
в) между разными подразделениями, например между юридической службой и бухгалтерией, службой производства и службой маркетинга, между отделом персонала и производством и т.п.
Причины противоречий в организации
Для управления противоречиями нужно знать причины их возникновения. Часть причин уже была названа. Перечислим ряд других.
. Корпорация представляет объединение людей, а все люди, естественно, разные.
. Ограниченность ресурсов.
Ресурсы ограничены в любой корпорации. Для наиболее эффективного достижения целей корпорации их нужно распределять, что всегда вызывает возражение какой-то части корпорации, а значит, влечет за собой конфликты.
. Различие в целях людей, групп людей (причем это касается как формальной, так и неформальной корпорации. Например, юридическая служба не рекомендует определенные сделки, связанные с большим риском для корпорации, и т.д.).
. Разные представления о способах деятельности, средствах достижения целей корпорации. Например, при решении вопроса, как повысить конкурентоспособность корпорации, службы снабжения, производства, финансирования, маркетинговая, юридическая, бухгалтерская могут предлагать разные пути, вступая в конкуренцию, конфликт между собой.
. Взаимозависимость людей, связанных производственным процессом. Если эти связи не отлажены, не имеют эффективного управления, конфликты неизбежны. Предположим, одно подразделение выполнило свою работу некачественно, что привело к сбою работы всей корпорации. Очевидно, что такой факт чреват конфликтами в корпорации.
. Разные ценностные ориентации людей, групп. Такими ценностями могут выступать как взгляды человека на дозволенные виды поведения, так и представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, свободе и зависимости и т.д.
. Разный жизненный опыт людей, разное отношение людей к другим людям, разные жизненные и профессиональные установки (например, человек, ориентированный на сотрудничество, и человек с ярко выраженной агрессивной установкой), разный возраст, разный уровень культуры и т.п.
. Слабая организация информационного обеспечения. Когда решения менеджеров доходят до исполнителей и наоборот с искажениями, возникновение конфликтов неизбежно.
. Имущественное неравенство и неравенство получаемых почестей, вознаграждений и т.п., которое еще Аристотель назвал причиной конфликта.
. Соперничество, конкуренция в корпорации.
. Недоверие людей.
. Равенство участников корпорации, равенство способностей, равенство надежд на достижение целей, на получение ограниченных благ.
. Нормы, которые регулируют деятельность этой корпорации.
. Напряженные отношения людей.
Корпорацию можно рассматривать как арену действия борющихся между собой личностей, каждая из которых имеет свои экономические и политические интересы, понимание мира, ценностей и того, как должны быть устроены общество, корпорация, отношения между людьми.